Содержанием произведений лицевого шитья являлись библейские и евангельские сюжеты, лики святых и сцены их житий. Предметами лицевого и золотого шитья были плащаницы, покровы на гробницы святых, подвесные пелены, хоругви, воздухи и судари, завесы царских врат, походные и домашние иконостасы, облачения духовенства.
Золотая вышивка, - памятник лицевого шитья, выполненного русскими мастерицами, является произведением высокой культуры, вобравшим в себя талант художника, духовное богатство, исполнительское мастерство вышивальщиц.
Зародившись внутри византийского региона лицевое шитье на Руси вобрало в себя богатые традиции славянской культуры языческой поры с ее радостным, красочным звучанием.
Рисунок для вышивки обычно делали художники иконописцы. На Руси XVI-XVII вв. их называли знаменщиками, травщиками, словописцами. На Руси золотым шитьем занимались только женщины. Фоном для вышивки служили однотонные ткани: камка, тафта, шелк, атлас, для репости под них подкладывали холст или хлопчатобумажное полотно.
Мастерские художественного шитья именовались светлицами. Такие светлицы имелись почти в каждом княжеском и боярском хозяйствах, в домах служилых и торговых людей, в женских монастырях. Во главе такой мастерской стояла сама хозяйка, нередко принимавшая непосредственное участие в работе. В зависимости от материального и служебного положения главы дома составлялся штат мастерской, иногда насчитывающий до 100 мастериц. В светлицах цариц вышиванием занимались жены и дочери служилых людей во главе с боярынями, а у служилых и торговых людей в светлицах вышивали простые крестьянки.
Мастерицы специально обучались художественному шитью и их труд ценился высоко. Иван Грозный забирал в дворцовые светлицы искусных вышивальщиц у опальных или казненных им бояр. А в одной из повестей XVII в. рассказывается, что окольничий Василий Волынский, человек недалекого ума, получил в управление Посольский приказ не только благодаря угодничеству и лицемерию, но и высокому искусству вышивальщиц своей супруги.
Шитье и «низанье» жемчугом были очень распространены на Руси. При этом применялся как привозной жемчуг, так и свой более мелкий жемчуг, добываемый во многих северных реках.
Памятников русского шитья XII-XIV вв. известно сравнительно немного. В музеях Москвы, Чернигова, Киева хранятся интересные фрагменты женских одежд и головных уборов, найденные при археологических раскопках.
Памятники шитья середины и второй половины XIII в. неизвестны. Опустошительное вторжение татар на русские земли нанесло непоправимый ущерб развитию культуры и искусства. Незначителен вещевой материал и XIV в. Представление о них дают лишь несколько уцелевших памятников.
В XV в. большого расцвета достигло шитье разноцветными шелками, например, икона Дмитрия Солунского вышитая на малиновой тафте, напоминает икону А. Рублева. Для большинства древнерусских памятников вышивки XV в. при их необыкновенной живописности характерны локальные цвета шелков, иногда в довольно смелых сочетаниях. В этих традициях была вышита пелена с изображением Смоленской иконы Божией Матери, 1465 г. в мастерской великой княгини Марии Борисовны (собрание Московского Кремля).
Вышивка начала и середины XVI в. продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота, смешиваясь с ним, и давали яркую, определенную узорность.
В XVI в. в вышивке и шитье продолжает жить и древняя языческая символика. Такая языческая вышивка встречается в церковных и в бытовых предметах. Надписи в шитых изделиях имели не только смысловое значение, но играли и художественную роль. Вышитая на кайме надпись создавала своеобразную рамку для изображения, законченность всей композиции. Мастера - словописцы старались сделать вышивку надпись как можно красивее, буквы соединялись одна с другой, как бы «вязали». Такая вязь смотрелась нарядным узором.
Вышивка золотой нитью - золотное шитье XVII в. отличает вкус к пышности, стремление к сложной узорности, задача передать вышивку в виде металлической поверхности – все это свойственно всем школам этого периода. Шитая вещь уже явно подражает металлу – золоту, а обильная отделка жемчугом и драгоценными камнями делает ее скорее ювелирным изделием.
Своеобразным направлением русского вышивального искусства в XVII в. явилось стремление в шитье подражать золотым окладами и дорогим привозным тканям. Узоры заимствовались из восточных или западноевропейских тканей. В музеях Кремля сохранилось несколько фрагментов вышивок, имитирующих драгоценные ткани. Среди них – полоса черного бархата с вьющимися по нему стеблями и плодами граната, шитыми золотыми и серебряными нитями. Вышивка имитирует турецкий золотный бархат XVII в. Выполнение таких тканей стоило тогда значительно дешевле, чем приобретение драгоценных заморских тканей.
Все основные иконографические типы Русь унаследовала от Византии: лик Божией Матери, евангельские сцены, ветхозаветные композиции. Греческие художники, попадавшие на Русь, привозили с собой книги образцов с которых русские мастера делали копии (списки). Так можно объяснить быстрое распространение иконописи в Киевской Руси.
Такими образцами пользовались и Рублев, и Дионисий. Но их отношение к образцам было более свободным, чем в XVI – XVII вв., когда церковь и государство установили централизованный контроль за иконописью. В XVII в. начали появляться собрания выполненных на бумаге прорисей (иконописные подлинники), – и это стало законом.
Во всех дошедших до нас произведениях золотного шитья, вышивки золотом были использованы дорогие привозные материалы: шелковые ткани, золотые, серебряные и разноцветные шелковые нити, жемчуг, драгоценные камни, золотые и серебряные дробницы.
Рисунок под вышивку делался либо сразу на ткани, либо переносился методом «препороха». В настоящее время используются канонические прориси, рисунок с которых переносится иногда вышеуказанным способом, но чаще – с использованием копировальной бумаги, тонкого шила или иглы, а также - стола со стеклянной столешницей и лампы.
«Живопись иглой» имеет определенные отличия от иконописи. В шитье полутон не растушевывается (как в иконописи), а имеет определенные границы, приобретая вид полос более темного цвета. Попытки полностью подражать иконе с ее плавными переходами из тона в тон были сделаны в некоторых мастерских, создававших вышивку не ручным, а машинных способом. Эти попытки потерпели неудачу, их авторам пришлось обратиться к канонам лицевого шитья.
В более позднее время стали популярны вышивки шелковыми нитками и мулине светских работ. Есть мастерицы вышивки, которые повторили нитями шедевры Шишкина, где сосновый лес наполнен солнцем, и играет каждая травинка; Леонардо да Винчи - дама с горностаем, где переливается тончайшими оттенками шелковистый мех зверька и тонкая ткань одежды.
В отличие от работы иконописца или художника возможность приступить к обучению золотному и лицевому шитью не предполагает наличие у учащихся специальных талантов. Освоение техники вышивки - долгий и кропотливый труд, требующий терпения и целеустремленности, и при наличии этих качеств ею может овладеть желающий приобщиться к мастерству вышивки.
Машинная вышивка на заказ Shevronoff вышьем всё!
Позвоните нам
Наш адрес